Личный кабинет
c 9:00 до 19:00+7 495 215 12 88

Международный день художника 8 декабря

Каждый год 8 декабря живописцы по всему миру отмечают свой профессиональный праздник — Международный день художника. Он был учрежден в 2007 году Ассоциацией «Искусство народов мира». Впрочем, на звание главного живописного праздника претендуют и несколько других дат. Например, Украина празднует этот день в октябре, а в России многие регионы назначают свою дату:

Кроме того, некоторые творческие объединения предлагают отмечать праздник 25 октября — в День Рождения Пабло Пикассо.

Многие творческие натуры стремились запечатлеть на своих полотнах салюты, которые им доводилось видеть. В честь знаменательной даты предлагаем вашему вниманию подборку живописи, изображающей салюты и фейерверки!

Якоб Филипп Гаккерт, «Фейерверк над замком Святого Ангела в Риме», 1775. Знаменитый германский пейзажист запечатлел на своем живописном полотне не менее знаменитую демонстрацию пиротехнического искусства, которая с XV века каждый год проводилась у римского замка. Увы, после смерти имя мастера оказалось забыто, а сама традиция запуска салютов на этом месте просуществовала до 1886 года, после чего ее упразднили, объяснив это излишней опасностью действа для города и его жителей.

Джозеф Райт, «Ежегодная гирандола в Замке Сэнт-Анжело, в Риме», 1774-1775. «Гирандола» — итальянское слово, имеющее много значений: от канделябра до неустойчивой, ветреной персоны. В данном случае художник, вне всякого сомнения, имел в виду фейерверк, настоящий сноп искр — то, что в наши дни принято называть «пиротехническим шоу». Сам Райт был подлинным магистром света и тени, одним из лучших английских живописцев XVIII столетия. Его мастерство в изображении световых эффектов потрясало современников, а в середине 70-х годов художнику довелось наблюдать извержение вулкана Везувия, что вдохновило его на создание нескольких живописных сюжетов на эту тему. В этот же период была написана и «Гирандола», которая и сама напоминает вулканический взрыв.

Бланшар Анри Пьер Леон Фарамонд «Фейерверки на коронации Александра II», 1856. Александр II — одна из самых важных фигур во всей русской истории, именно при нем было отменено крепостное право, за что его удостоили эпитета Освободитель. Как видно из этого удивительного полотна, само вхождение Александра Николаевича на престол предвещало Российской Империи новую эпоху — яркую, светлую, полную радости и надежд. На самом празднике, помимо красочных фейерверков, присутствовала невероятная для своего времени иллюминация. В левой части полотна отчетливо видны лучи света, освещающие ночную площадь.

Франц Унтербергер, «Праздник св. Лючии в Амальфи», 1870-1900-е. Этот бельгийский мастер родом из Австрии учился у именитых пейзажистов — Освальда и Андреаса Ахенбахов. Собственные картины этого художника часто имели чуть приглушенные цвета, но несмотря на это основной темой его работ стал уход от «тусклой повседневности», а также буйство природных и человеческих страстей. Этот лейтмотив прослеживается и в «Празднике...», где темные однотонные сумерки прибрежного городка озаряются яркими вспышками салютных выстрелов.

Но это все реализм. Совершенно иначе фейерверки выглядели на полотнах импрессионистов, которые стремились запечатлеть прежде всего эмоциональный окрас момента.

Фердинанд де Пьюигодо, «Фейерверки над портом», 1890. Знаменитый французский художник любил экспериментировать с цветом и освещением, постоянно подыскивая сюжеты, которые позволят изобразить что-то по-настоящему необычное — цветастое, пестрое, переливающееся. Неудивительно, что его заинтересовали салюты. Сам Пьюигодо высказывался о своем творчестве следующим образом: «цвет прежде всего остального». Главное — не предельный реализм, а яркость, торжество самых невероятных оттенков и непривычность их сочетаний. Возможно, именно так и следует рисовать салюты.

Леонид Афремов, «Свидание с дождем». Леонид Афремов — современный художник-импрессионист родом из Белоруссии, и пусть на его полотнах изображено не так много салютов, каждая картина выглядит так, словно соткана из фейерверков. Насыщенные широкие мазки являются отличительной чертой картин этого живописца, и каждая из них — будто пиротехническое шоу, в огнях которого угадываются силуэты людей, деревья, вечерние фонари и покрытые лужами дороги.

Эдвард Миддлтон Маниго, «Ракета», 1909. «Ракета» — одно из самых известных полотен Маниго. Этот американский художник, лондонский иммигрант был крайне придирчив к собственному творчеству. Исследователи полагают, что он уничтожил более 200 собственных картин, разочаровавшись в кубизме и абстракционизме. Тем более ценной представляется пылающая оттенками красного и желтого «Ракета». Творец всю жизнь работал на износ, а одной из главных своих задач видел достижение особого духовного просветления, которое поможет ему разглядеть потайные цвета, не воспринимаемые человеческим глазом. Приглядитесь к «Ракете» — может, и вы их увидите.

К 60-м годам прошлого века накопилась некоторая усталость от экспериментальных живописных техник. Это привело к возникновению в США абсолютно нового движения фотореалистов. К тому моменту технические средства — карандаши, краски, кисти, маркеры — стали настолько дешевыми и доступными, а уровень их качества настолько вырос, что у художников появилась возможность наносить на холст изображения, которые были практически неотличимы от фотографии.

Гленрей Тьютор, «SPRITE», 1993. Американец Гленрей Тьютор — единственный автор из нашей сегодняшней подборки, рискнувший изобразить не взрывающийся, а запечатанный фейерверк. Тем не менее его картина все равно поражает буйством красок и обилием мелких деталей. Парадокс в том, что начав работать в гиперреалистичной технике в 80-х годах, он и слыхом не слыхивал о движении фотореалистов. Тьютор рисовал потрепанные выпуски старых комиксов, конфеты, игрушки и другие повседневные вещи — концентрация на товарах массового производства вообще характерна для гиперреалистов. Однако одной из его его излюбленных тем были наборы пиротехники.

Томас Кинкейд, «Главная улица, Мир Уолта Диснея в США». Кинкейд — один из самых популярных художников современности, его картины можно найти в каждом 20-м доме в Америке, и даже если вы никогда не слышали это имя, то наверняка хоть раз видели его изумительные пейзажи — сказочные, идиллические и наполненные внутренним светом. Между тем, в академических кругах художник не снискал большой славы, так как, по мнению критиков, его работы чересчур коммерциализированы и являют собой типичный пример китча в изобразительном искусстве. Однако если отбросить снобизм и просто полюбоваться работами Томаса Кинкейда, становится ясно, что его жанр — это детская сказка, та самая сказка, которой мы с восторгом внимали когда-то давным-давно, та самая сказка, теплые воспоминания о которой навевают порой искрящиеся огни и хлопки фейерверков.

Команда Rusalut поздравляет с праздником художников, ценителей искусства и всех тех, кто просто любит поглазеть красивые картинки в интернете!