Личный кабинет
c 9:00 до 19:00+7 495 215 12 88

День российской анимации — 8 апреля

8 апреля (или 26 марта по старому стилю) 1912 года — историческая дата для нашей страны. В этот день не случилось революции или путча, мы не победили в войне и не полетели в космос. В этот день «всего лишь» состоялась премьера первого российского мультфильма в истории.

Прекрасная Люканида

«Прекрасная Люканида, или Борьба рогачей с усачами» Владислава Старевича стала одной из первых кукольных анимационных лент в мире. В качестве актеров этого — необычного даже по сегодняшним меркам — фильма выступили чучела насекомых из обширной коллекции режиссера (он был увлеченным энтомологом). Во время премьерного показа публика была поражена, полагая, что на экране демонстрируются дрессированные жучки-паучки.

Сам мультик был пародийным и высмеивал тогдашние кинематографические штампы вроде псевдоисторических фактов из жизни аристократии. Работу высоко оценили не только на родине, где показы устраивались вплоть до середины 20-х годов, но и за рубежом. Собственно, с этого-то мультфильма и началось триумфальное шествие нашей мультипликации по планете.

После октябрьских событий 1917 года Старевич был вынужден покинуть страну и переехать в Италию. В дальнейшем он изъявлял желание вернуться в Россию, чтобы поделиться своим уникальным опытом с молодыми аниматорами, но советские чиновники были непреклонны. Таким образом, развитие индустрии в стране на некоторое время остановилось.

20—30-е годы

Примерно с середины 20-х годов стали появляться первые советские мультфильмы. «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Случай в Токио», «Межпланетная революция» и «Китай в огне» — все они имели ярко выраженный политический уклон. Детская анимация начала торжествовать только к концу десятилетия.

30—50-е годы. Союзмультфильм

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю серию короткометражек про Микки Мауса. Они произвели глубокое впечатление на Федора Хитрука — именно это послужило толчком к созданию первой мультипликационной студии в стране. Союзмультфильм работал и в годы Великой Отечественной войны — на этот период его эвакуировали в Самарканд, где художники продолжали трудиться, производя патриотические ленты, призванные поднимать боевой дух солдат. Мы уже рассказывали, что в целях военной пропаганды государство готово использовать любые возможные средства, включая кино, музыку и фейерверки.

С середины 40-х и до конца 50-х наблюдался подлинный расцвет советской мультипликации: регулярно выходили полнометражные фильмы, которые отличались высоким уровнем реализма фонов и персонажей:

50—60-е годы. Оттепель

Реализм и полный метр постепенно уступают место авангардному стилю, карикатуре и короткометражным мультикам. Такие работы как «Варежка», «Крокодил Гена» и «Балерина на корабле» занимают призовые места на международных фестивалях. Наконец, в 1968 году выходит первый отечественный компьютерный мультфильм «Кошечка», созданный студентами и преподавателями МГУ на БЭСМ-4.

Тогда же появляются знаменитые мультсериалы «Маугли», «Винни-Пух», «Ну, погоди!».

70—80-е годы

Советские аниматоры продолжают осваивать новые способы производства мультфильмов. Так, Александр Татарский, основавший впоследствии студию «Пилот», активно экспериментирует с пластилином. На Свердловской киностудии применяется живопись по стеклу, в которой особых успехов добивается Александр Петров. В 80-е приобретает популярность так называемая «полная анимация». В классической мультипликации анимируются объекты, находящиеся на переднем плане, скажем, герои, а фон при этом остается статичным. В полной анимации задний план тоже двигается.

В 1975 году Киевнаучфильм выпускает мультфильм «Салют» Ирины Гурвич. Несмотря на свое праздничное название, лента затрагивает такую серьезную тему как Великая Отечественная война. Несмотря на мрачноватую стилистику, заканчивается эта 6-минутная драма ярким фейерверком, запущенным в честь Дня Победы.

1990—2000-е годы. Восстановление фильмов

С начала 90-х годов компания Film by Jove имела эксклюзивные права на всю продукцию Союзмультфильма. Это позволило ей запустить проект Masters Of Russian Animation, в рамках которого реставрировались и переозвучивались классические работы студии. Далеко не все остались в восторге от новой музыки и голосов, и в 2007 году права на мультфильмы перешли государственному телеканалу «Бибигон».

2000—2010-е годы. Возрождение

В настоящее время отечественные мультипликаторы способны выпускать продукт мирового уровня. Мультсериал «Маша и Медведь» производства «Анимаккорд» демонстрируется в Италии, Индонезии, Великобритании, Германии, Малайзии, Австралии, США и других странах — и с неизменно высокими рейтингами. В России большую популярность приобрела серия полнометражных мультфильмов про богатырей.

В честь праздника команда Rusalut подготовила для вас подборку наших самых «мультяшных» салютов!

Тигренок, 13 залпов Бам-Бам, 13 залпов Громобой, 16 залпов Кот в мешке, 36 залпов

 

Молот Тора, 19 залпов Косатка, 25 залпов Змей Горыныч, 25 залпов Круче не бывает, 19 залпов